'30 МАРШРУТ': ПОЧЕМУ 21 ЧЕЛОВЕК НЕ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ПОХОДА?

Сегодня коснёмся одной из самых трагичных историй в туризме: "случай на 30 маршруте"

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, там мы регулярно публикуем дополнительные материалы:

полюбому те, что отталкивали других от костра и забирали продукты и теплые вещи, стали депутатами, чтоб народу "помогать".

nicholasspezza

Мне 37, родители геологи, поэтому по лесам да горам я хожу уже 33 года. В школе был капитаном туристического кружка. Было много личных и командных побед на городских и региональных соревнованиях (Южный Урал). В институте начал сам водить своих друзей по походам. В какой-то момент друзья начали звать своих друзей и как-то раз пошли в горы 20 человек. Май - в горах ещё лежит снег. Маршрут хоженый, потеряться трудно. Но у всех физ подготовка разная и мы растянулись. Перед основным подъемом первая группа дождалась вторую. Тут я совершил вторую ошибку (про первую понимание пришло позже) - предложил дальше идти двумя группами. Мы идем первыми, ставим лагерь и начинаем готовить. Вторая группа идет следом особо не торопясь, но и не тормозя. Я был спокоен, во второй группе были ребята, с которыми мы год назад ходили этим же маршрутом. Ещё я делал передышки в местах, где можно было далеко просматривать тропу назад и как только показывалась вторая группа мы шли дальше. В какой-то момент мы дошли до участка где надо переходить ручеек. Весной он сильно разливается. Мы перешли и я решил все же подождать вторую группу и помочь им перейти ручей. Прождали час - я понял что тут что-то не так. Оставил свой рюкзак, ребятам сказал, чтобы развели костер. Сказал, чтобы ставили лагерь прямо тут, если не вернусь через 3 часа - вода есть, дрова есть, еда есть. Пошел назад, дошел до места, где последний раз видел ребят - никого. Постоял подумал, решил что они могли пропустить поворот и пойти по тропе на другую вершину. Пошел по тропе, через час начал слышать впереди разговоры и смех - мои. Добежал до них - веселые, уставшие, ничего не подозревающие. Говорю так и сяк, пошли не туда и сейчас два варианта. Спускаться вниз, потом идти на нужную тропу - это крюк километров 10. Либо можем пойти на прямки по снегу, по лесу и курумнику - километра 2. Пошли на прямки - благо карты я хорошо читаю (всегда беру с собой), память хорошая, с ориентацией на местности проблем нет. Эти 2 километра мы шли час, не меньше - глубокий снег сменялся скользким курумником. У одного парня свело сразу обе ноги - идти он не мог. Двое тащили его рюкзак, еще двое взяли его под руки и помогали идти. Дошли до нужной тропы и практически до место назначения. Оставил их отдыхать, а сам спустился по тропе за первой группой. Еще через полтора часа всей группой пришли на запланированную стоянку. И тут понеслось - народ ещё не поставив лагерь начал прибухивать. Получилось так, что я и еще 3 ребят собрали дрова, развели костер, повесили котлы с водой, поставили свои палатки, поставили чужие палатки, приготовили ужин... В общем 4 человека обслуживали остальных. Одному простительно - у него ноги свело (к его чести, ему понравился поход и следующий год он усиленно тренировался, сбросил вес и стал заядлым походником), но остальные... В итоге мы учредили премию "Самый бесполезный человек в походе". На утро, опять мы 4 заступили на дежурство - готовить завтрак. Лагерь стал просыпаться. Самым последним встал человек получивший премию, поел, отложил грязную посуду и говорит - ну что пошли на вершину. Вот тут я осознал свою первую ошибку - НАФИГА Я ВООБЩЕ ВЗЯЛ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТУ ГРУППУ И ПОВЕЛ ИХ КУДА-ТО В ГОРЫ?
С тех пор ходим в походы меленькими группами по 3-6 человек. Причем только своими. Мы приходим на место стоянки и мне не нужно никому ничего объяснять или просить что-то делать. Все и так без лишних разговоров знаю, что нужно делать - красота.

olegzorin

Был случай. Маршрут на Алтае. Тайга, сопки.Потеряли тропу, сутки без капли воды.дальше обезвоживание, смерть,
, инструктор безвольно сидит в стороне не зная, куда идти. Шли сами звериной тропой, инструктор плелся в конце, как пустое место.
Нас спасли шедшие с нами Виктор и Владимир, служили в армии, кажется в десантных. Они вдвоем ушли в тайгу, нашли болото, отвели нас туда, мы раскопали мокрую землю и собирали по капле первую кружку мутной воды. Потом стояли полукругом, пили по два глотка, передавая спасительную кружку друг другу. Потом набрали целое ведро Воды и пили, пили
Инструктор пришел в себя, смог найти тропу.мы вернулись на базу.
Об этом молчали. Спасибо, Виктор и Владимир! Давно это было.

irinashmeleva

Уф, я человек городской, а тут в гости заехала, решила по над речкой пройти, грибы посмотреть, шаг за шагом, гриб за грибом и назад выйти уже не могу. Слава Богу за мной месная собака увязалась. Когда поняла, что не знаю куда идти, обратилась к собаке, говорю, ,пойдем домой, , она и пошла, причем оглядываласи иду ли я за ней. Пришлось речку в брод переходить, не было сил идти к мосту, но больше на, ,я сама всё знаю, , не пологаюсь.

SS-zcbd

Не помню в каком году, в 86- 88, случайно попала на "Грушинский фестиваль".Те же песни.Романтика.К слову, у меня нет ни голоса, ни слуха.Белой завистью завидую людям, обладающим таким даром. Восхищение!!! .Какие одухотворенные люди и тексты песен!Народ дружно подпевает, машет в такт фонариками.Красота!Но все когда - то заканчивается... Утром туристы потянулись в гору, к электричке.Хвала железнодорожникам:составовов пустили в несколько раз больше.И...эти люди, на которых я вчера смотрела, как на небожителей, превратились в нЕлюдей! Ломились в электричку по головам друг друга.Я в шоке, стояла в стороне и кричала- ОСТАНОВИТЕСЬ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?БУДЬТЕ ЛЮДЬМИ! Когда среди последних вошла в вагон , были даже сидячие места.Больше я песням не верю! И хорошо, что у меня нет музыкального слуха...Люди с муз.слухом оказались глухими.

mmjlilt

В Беларуси в начале нулевых был сюжет в какой-то новостной программе: Компания молодых людей поехала зимой на шашлыки, на дачу. Когда они возвращались в город, у них сломался автомобиль, до города оставалось километров десять. Пошли пешком, голосовали, никто не останавливался. Все были навеселе и тепло одеты, кроме водителя - тот был абсолютно трезв, в легкой курточке, кроссовках и без перчаток. Так как это был молодой парень, то он виду не показывал перед девушками, что ему холодно, улыбался. Так и дошли до города, а там он стал терять сознание. Компания отвезла его в травмпункт. А дальше камера показала этого парня... с ампутированными пальцами рук. Он смотрел на свои культи и почему-то улыбался... То ли это наркоз ещё не вышел после операции, то ли у него крыша поехала, не знаю...
А я с тех пор, как только начинаются заморозки, кладу в багажник бушлат, сапоги, шерстяные носки и варежки. Так, на всякий случай.

viuetrr

Поняла одно, когда наступает такая ситуация, то от сильных прятаться надо, сто бы еду и одежду не отобрали. Раньше бы я о таком и не подумала.

fdzvudq

Вся жесть начинается со слов:
- "погода стала меняться"

oracul

вспоминайте эту историю когда вам кто-то скажет "раньше люди были другие". Как бухать так все дружные как спасать так каждый сам за себя

vitdolinski

Был у меня ученик в 6 классе, занимался туризмом. Пару лет назад ходил в тур поход на лыжах и на соседнюю группу сошла лавина. Истрия громкая была может кто слышал. Так вот, ребёнок 12-13 лет с товарищами всю ночь старались откапать ребят из другой группы пока ждали спасателей. В классе его встретили как героя. А тут такое скотство от взрослых людей.

waltram

Была в походах 2 раза, оба раза попали д...бы инструкторы. Маршруты официальные. Оба раза заблудились. Первый раз был поход на конных повозках. Выбирались 12 часов по каменной реке с валунами выше меня ростом . Кто понимает что это такое, то поймет весь кошмар. Счастье было, когда по дороге попалась лужа сантиметров 30 в диаметре, из которой мы с радостью крышечками пили жижу. Второй раз инструктор убежал впереди основной группы с 10 детьми из секции и я 18-летняя впридачу. Заблудился в трех соснах, завел в сухое болото с грунтовой дороги, кто знает тот поймет. Он хотел идти вглубь этого кошмара, потому что именно там тропинка короткая есть, но я сказала, что он может идти куда хочет, а мы выходим на дорогу, тем более, что было слышно вдалеке проходящие поезда. Вышли к станции уже глубокой ночью. Никогда не забуду, как защла на базу, а там мой отец плачет на скамейке. Поэтому я никогда не удивляюсь подобным историям и не питаю больших иллюзий по поводу подготовки маршрута, инструкторов и всего прочего

guest_worker

В любой экстремальной ситуации сильные спасаются за счёт слабых. Срабатывают животные инстинкты, мужики спасаются первыми, отталкивая женщин и детей. Кстати именно поэтому на судах предусмотрено оружие для капитана и старших офицеров. При возникновении паники, когда мужчины лезут вперёд, офицеры, расстреляв пару-тройку таких паникеров, восстанавливали порядок.

dastin

Это был смерч. В этой группе был мой старший брат Виталий Галушка, ему было 33 года, был опыт туризма, он был в очках и поэтому глаза не посекла ледяная крошка. Брат жив, бодр, я горжусь его поведением в этой катастрофе.

larisagalushka

В школе, десятый класс. Сибирь. Нас назначили в городские соревнования по спортивному ориентированию на лыжах. Народу набралось на два или три вагона электрички. Местность пересеченная с сосновым лесом. Снег порядка 50 см. Погода ясная, морозец не ниже 10, безветрие. По маршруту на точках висит журнал, в нем нужно поставить свой стартовый номер, точку маршрута и время. Дали старт с интервалом в две минуты. Точек было порядка 10-15. Многие вообще не имели понятия о компасе, азимуте, дистанции, ориентирах и пр. Лыжня стала разветвляться и разветвляться. Где-то на десятой точке передо мной записался всего один. На одиннадцатой точке я его догнал. Он ждал меня и был в упадке сил, потряхивало от холода. Температура сильно упала. По ощущениям был тридцатник. Лыжни к следующей точке не было. Обратно было идти проще но дольше. Решили идти к финишу. Солнце садилось в багровый морозный туман. Стало заметно холодней. Кипятком шпарило колени, мерзли пальцы, ноздри, уши и чтобы не остаться без рук, я их держал под мышками, палки волочились следом. Мой спутник стал чаще останавливаться и что-то бормотать, я его криком гнал вперед. Были слышны или выстрелы или трещали стволы елей и сосен.
Как вышли на финиш не помню, помню, что там нас уже искали и потеряшкой оставался один человек (мой одноклассник). Был сильный переполох, много суеты, подняли охотников и лесничих. Мне дали горячего вина и это видимо дало мне сил и уверенности, что я найду своего одноклассника.
Ни кому не сказав (моя ошибка), я пошел по своим следам от финишной линии.
Солнце уже скрылось за горизонтом, на небе алым светом оставалась узкая полоса. Впереди была пойма ручья и за ним стеной стоял лес. Зрение выхватило на этом фоне какое-то движение. Я попер вперед. Мой одноклассник стоял словно столб. Меня он не узнавал, лицо, рот и ниже все было в ледяном панцире.
Я его попытался взять под руки, но он упал, упал и я. Снег был очень рыхлым и глубоким. Взять его на санки из его лыж у меня тоже не получалось, т.к. я беспомощно утопал в снегу и мне его было не погрузить. Он перестал вообще шевелиться и только мычал. Бросить его и бежать за помощью у меня тоже не было сил.
По моим следам бросились искать меня и таким образом спасли и меня и моего одноклассника.
Такие вот дела. С тех пор я всегда стараюсь просчитывать варианты, как говорится - семь раз отмерь, один раз отрежь.

torzouk

Какая жесть... после этого мне срочно нужна героическая и позитивная история как люди НЕ бросают друг друга несмотря ни на что

lossofsoul

Состояние аффекта - удобное объяснение бесчеловечности некоторых личностей.

KaterinaDarkNight

Это как фильм ужасов ! Как так может быть ??? Я помню, нас детей человек 10, сестру моей подруги 18 лет и бабулю, повезли за ягодой, осенью в тундру . И благополучно забыли там, так как шкипер баржи напился . Всю ночь родители бегали по поселку и искали нас, так как многие были на работе и не знали, что их детки учудили такое. Мы ведь даже с собой еды не взяли . Думали к обеду нас назад привезут. Но не тут -то было . Голодные, мокрые, так как началась морось, мы ходили вдоль берега, ожидая плашкоут . МИМО даже проехала лодка, мы кричали, но по реке разносился голос лодочника, что мол кто-то дурачится . Ему из-за шума мотора не было слышно, что звали на помощь . Наконец-то мы нашли будку охотника . Там был земляной пол, из досок односпальный топчан и всё. И в этой будке, мы как могли грелись, меняясь местами . Ночью приходил медведь и пытался будку выковырнуть, но мы вопили во всё горло, что медведь отступил. Перед сном у какого-то мальчишки нашлись спички и мы набрав в жестянку воды, пытались сварить зелёные шишки. Чтобы хоть чем-то задавить голод. Утром нас подобрал речной трамвайчик, который двигался в сторону нашего посёлка . Домой ехали грязные, все в смоле от шишек, в саже, промокшие, но счастливые, что в тепле. И ни кто из нас, детей, даже не думал, , тянуть одеяло’’ на себя . Помогали друг другу. Когда так поступают взрослые, это страшно.

nzmilnq

Я не долго, всего 4 сезона, был в альплагерях.Альпинистом не был, но физическая подготовка борца у меня была.Маршруты наши были намного сложнее, чем у этих туристов.Я чётко усвоил, инструктор должен быть опытным, дисциплина железной, на время восхождений авторитет инструктора непререкаем, ни в коем случае не бухать!Ни разу не наблюдал у нас такого сволочного отношения к своим товарищам.У нас крепкие ребята помогали тащить снаряжение более слабым.Я тащил на себе к лагерю восемнадцатилетнюю девочку, которой стало плохо.Вывод такой, ,идешь в поход, идёшь в горы, засунь свою индивидуальность подальше в задницу и выполняй указания опытного инструктора, или сиди дома.

jcmqgwp

Люди в комментариях, отдельное спасибо за ваши истории!

urzzmys

„Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей всё равно суждено летать.
С человеком так же не случится,