Усадьба и усыпальница Умястовских Жомыслав 2020

preview_player
Показать описание
Считается, что изначально поселение называлось Петровщина, а потом получило имя Кондратишки. Современное название пошло от фамилии его владельцев – Жемлов. В 1684 году Ежи Вавжинц Жемло приобрел Кондратишки, и все свои земли стал называть в свою честь – Жемлославьем. Сам Ежи был довольно видной персоной в Ошмянском повете и занимал высокие должности. В Жемыславле того времени имелось 7 домов, мельница, две корчмы и гута – то есть небольшой металлургический заводик.

В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году имение оказалось в составе Российской империи, а в 1807 году Жемыславль выкупил Якуб Умястовский. Он был лидером местной шляхты и вместе с братьями владел кучей земель в Ошмянском уезде. Новые хозяева поместья жили на левом берегу Гавьи в добротном барочном доме – с сосновым паркетом, кафельными печами и скульптурой императора Александра I в одной из комнат. Якуб значительно расширил владения семьи: построил спиртзавод, приобрел пару фольварков поблизости, выкупил Суботники (мы туда заедем, см. раздел «Достопримечательности рядом»).
Трехнефная базилика в неоготическом стиле была построена в 1904–1907 годах на средства графов Владислава и Янины Умястовских.

Краснокирпичный костел Святого Владислава издали завораживает своей грациозной силуэтной графикой: высокорослая трехъярусная звонница экспрессивно прорисована на фоне неба истонченным до размеров иглы шпилем. Такой же «колючей» выглядит брама, встроенная в ограду с мерно следующими друг за другом каплицами.

Костел в Суботниках интересен фамильной усыпальницей Умястовских, сохранившейся в нетронутом виде. Первым в ней похоронили основателя – Владислава Умястовского, а затем туда были внесены останки его давно умерших родственников. Об этом подробно сообщает мемориальная доска, установленная в 1931 году в крипте храма, где находится усыпальница. К чести прихожан, она содержится в образцовом порядке: изумительная чистота, блистающие полированными гранями мраморные плиты с именами и датами. Только на надгробии, предназначенном для Янины (она предусмотрительно позаботилась о нем сама), нет ни имени, ни дат: графиня умерла вдалеке от родового гнезда – в Риме.
Рекомендации по теме