Пещера Буткова

Пещера Буткова.... или Будкова. Точно не знаю, как пишется название. Но информации о ней не так уж и много в интернете. Единственно, что можно было узнать о этой пещере, так это то, что она похожа на сыр с дырками. Один проводник, живущий в Хаджохе, говорил мне, что так и не прошел эту пещеру до конца, а точнее все залы, коих в пещере насчитывается около 150-ти.
Вот мы и решили сами узнать, как обстоит дело. А дело было летом 2012 г. Приехали в поселок Новосвободный, некогда большой колхоз, а ныне - село, пребывающее в упадке. Машины оставили у местных, благо там еще есть добрые люди и отправились в путь. Шли по навигатору, который показывал несколько маршрутов, мы пошли по неверному. Воды с собой взяли не много, а пили в больших количествах, т.к. стояла неимоверная жара. При этом шли в открытом поле. Если вкратце, то мы чуть не сдурели от жары и от нехватки питья. С горем пополам мы дошли до пещеры. Воды в округе крайне мало. Ручей, который течет недалеко от пещеры очень грязный и воду приходилось набирать в бутылки тонкой струйкой, которая сбегала по веточкам и фильтровалась через камни и землю. Отдохнув, мы полезли в пещеру. Хорошо, что там не жарко:) У входа в пещеру привязали шнур, я вот точно не помню сколько он был метров. И, идя вперед, мы прокладывали шнур, чтобы назад выходили по нему. Надо сказать, что в пещере была проложена старая веревка, но она местами обрывалась. Внутри пещеры грязно и действительно как в дырявом сыре. Залов здесь большое количество, они небольшие. В некоторых залах на стенах или на камнях набиты металлические шильды с номером зала. Мы видели 145, если мне не изменяет память. В некоторые залы проходы очень узкие, поэтому не помещает брать с собой наколенники и налокотники, а также каску, ну и естественно, грязную одежду. В пещере есть маленькие озера с кристально чистой водой. Лазили мы примерно часа два-три. Не стали посещать все 150 залов, они однотипны. Ночевали недалеко от пещеры и на утро отправились в поселок. Шли уже по другой дороге. Но в поселке нам сказали, что есть вообще очень быстрый и прямой путь к пещере. будем теперь знать. По дороге назад, в Ростов, мы заехали в пещерку, которая находится на хребте Азиш-Тау, точнее в хребте. Но названия я ее не знаю, и путь к ней помню только по памяти. Так что рассказать о ней ничего не могу, кроме того, что спуск к ней адский. Но она очень красивая, мокрая, небольшая.
p.s. Один местный мужик рассказал, что по молодости с ребятами ходили в пещеру Будкова и заблудились в ней. Батарейки в фонариках сели. Пришлось жечь резиновые сапоги, чтобы был свет. Им повезло, выход они все-таки нашли. Вот такая пещера.